Владимир Гальетов
Детский фасилитатор
Этим летом 2016 года я участвовал в нескольких лагерях, по своей направленности так или иначе связанных с человекоцентрированным подходом Карла Роджерса. В этих лагерях я получил наиболее богатый опыт взаимодействия с детьми в своей жизни в качестве фасилитатора*. *Фасилитатор [англ. facilitator, от лат. facilis — «лёгкий, удобный»] — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию, работая в человекоцентрированном стиле. |
Я общался как со знакомыми мне детьми, так и с незнакомыми (дети были, в основном, доподросткового возраста, начиная с младших дошкольников). В начале отношений с незнакомыми детьми я волновался – «смогу ли я наладить отношения с группой детей, которые видят меня в первый раз?» Меня беспокоила не процедура формального знакомства, а установление контакта именно с целью реализации человекоцентрированного стиля.
Когда отношения были успешно налажены, я заметил некоторую особенность, благодаря которой, как мне кажется, это удалось эффективнее. В какой-то момент мы общались с небольшой группой (2-4 человека) детей, выясняли, чем мы хотим заняться, чтобы все были довольны, играли в волейбол, искали улетевший мячик (только и всего). Впоследствии я увидел, что отношения с гораздо большей группой складываются сами собой, то есть, построенные отношения в малой группе затем как бы перебрасываются на больший коллектив, так как дети общаются между собой, делятся своими переживаниями (включающими мое с ними взаимодействие). И между собой они взаимодействуют моментально, пропуская саму процедуру формального «знакомства» - для эффективной коммуникации всё, что им требуется - только знать имя человека. По мере моего всё большего взаимодействия с детьми в человекоцентрированном стиле, они начинают сами улавливать его, воспринимать.
Когда отношения были успешно налажены, я заметил некоторую особенность, благодаря которой, как мне кажется, это удалось эффективнее. В какой-то момент мы общались с небольшой группой (2-4 человека) детей, выясняли, чем мы хотим заняться, чтобы все были довольны, играли в волейбол, искали улетевший мячик (только и всего). Впоследствии я увидел, что отношения с гораздо большей группой складываются сами собой, то есть, построенные отношения в малой группе затем как бы перебрасываются на больший коллектив, так как дети общаются между собой, делятся своими переживаниями (включающими мое с ними взаимодействие). И между собой они взаимодействуют моментально, пропуская саму процедуру формального «знакомства» - для эффективной коммуникации всё, что им требуется - только знать имя человека. По мере моего всё большего взаимодействия с детьми в человекоцентрированном стиле, они начинают сами улавливать его, воспринимать.
Человекоцентрированный подход, по моему мнению, подразумевает построение недирективных, ненасильственных отношений между участниками сообщества, доверие процессу общения между ними, понимание потребностей каждого из них с целью выбора наиболее оптимального для всех решения. Другими словами, создание условий для роста, становления гармоничного человека, умеющего строить с людьми и самим собой удовлетворяющие его отношения. Мне кажется, что процесс такой работы можно назвать, в некотором смысле, групповой психотерапией, проходящей, однако, в непосредственно жизненной обстановке. | Именно благодаря такой передаче стиля возможны, в дальнейшем, такие детские проявления, как самостоятельная инициатива разрешения возникающих конфликтов оптимально для всех его участников. То есть этому не нужно учить, все происходит само собой, подобно тому, как клиент в процессе психотерапии по К. Роджерсу все больше открывается своему опыту, осознает его, движется к становлению, принятию себя, благодаря соответствующему принимающему, понимающему поведению терапевта. |
Дальше свой опыт хочу описать в более свободном, образном стиле, в виде следующих зарисовок.
…В общении с ребенком иногда я повторяю то, чем он делится со мной, что он мне говорит. - Я построю здесь маяк из камней! - Здесь будет маяк?.. - Да, он будет предупреждать корабли об опасности. Это не является какой-то застывшей «фишкой», приемом, и, конечно, это не просто повторение. Я пришел к такому способу бессознательно, и, осознавая сейчас, что это, я понимаю, что даже таким образом я могу проявлять эмпатию, понимание его внутреннего мира, как бы погружаться в состояние ребенка, при этом давая ему понять, что я с ним, я строю для себя такой же мир в своем воображении. Я ощущаю эффективность такого понимания; наблюдая за своей сестрой и ее отношениями с детьми, к своему удивлению, я заметил, что и она использует это. Еще раз замечу, что от повторения, «отзеркаливания» этот способ отличается осознанностью, внутренней работой. |
…Иногда я просто не могу ничего сделать, чтобы ребенок перестал плакать. Совсем. Я отдаю себе в этом отчет, как и в том, что я не могу заменить ему родителя, даже на время. Я также знаю, что плач – это не то, что я считаю чем-то плохим, именно поэтому я стараюсь воспринимать его просто как что-то, требующее моего повышенного внимания. Я понимаю, что важно факт плача сейчас принять для себя, осознать и отпустить возможное чувство вины внутри, чтобы продолжать быть в контакте с собой и ребенком. Я уверен, что даже плача, ребенок не возводит глухой эмоциональной стены между собой и внешним миром. |
Здесь также я ощущаю большую важность моей эмпатии – я не бросаюсь ему на помощь сломя голову, если только обстоятельства не требуют такой срочности. Я признаю (и это тоже очень важно!) за ним целостную личность, способную решать свои внутренние и внешние проблемы, предоставляя себя и свои способности, возможности как ресурс для их решения, однако, не навязывая их. При этом я также осознаю, что иногда все, что ему нужно – это внимание к нему, сочувствие. Тут я ориентируюсь на свои внутренние субъективные ощущения. Здесь, я полагаю, на меня повлиял стиль моей мамы; глядя на то, как она ведет себя с плачущими детьми, и, помня, как она вела себя со мной в детстве, я бессознательно выработал свой собственный. |
…Безусловно важными являются вопросы безопасности. Я согласен с мнением, что здесь необходимо сформировать уникальную для каждого случая систему правил, отвечающую текущим условиям, возможным опасностям и т.д. Поначалу и в основном, создателями и «хранителями» правил являемся я и другие взрослые, поэтому я призываю себя и Вас, уважаемый читатель, чутко относиться к ним, так как правила, ограничения и взаимодействие с ними, как мне кажется, влияют на то, как ребенок будет строить свои отношения в дальнейшем. Это важно как для него, так и для других. Будет ли он уважать свободу другого? Будет ли он осознавать необходимость тех или иных ограничений? И что имеет большое значение сейчас для меня и может, для Вас – будет ли ребенок уважать меня как законодателя и «хранителя»? Будет ли видеть за этими ролями человека, и мое беспокойство за него и за других людей? Важно именно так и выражать это – «Я ощущаю беспокойство за то и за это, и поэтому хочу ввести такое-то правило». Это отличается от постановки ограничения в стиле «потому что так нужно» и «я так сказал, а я знаю лучше тебя, потому что я старше», не правда ли? Между тем, я призываю не быть «блюстителями порядка», не обязательно загонять себя и ребенка в жесткие рамки (опять же, если речь не идет о жизни и здоровье). Например, я ощущаю, что мне важно признать перед ребенком свою ошибку в каких-либо договоренностях, и я замечаю, что ребенок не говорит мне: «Ах, ты, такой-сякой, придумал мне дурацкое правило, почему я должен его тогда выполнять?». Он абсолютно спокойно воспринимает то, что взрослый, так же как он, пробует и ищет, к чему-то стремится и иногда у него не получается. И здесь я плавно перехожу к теме идеальности. |
…В попытках быть хорошим педагогом, другом, человеком я хочу признаваться как ребенку, так и себе, что я сейчас не так хорош, как хотел бы. Я уже упоминал, что это позволяет сохранять контакт с ребенком, быть понятным ему, что, в свою очередь, побуждает и его раскрываться и лучше понимать, как он хочет строить отношения с миром, что у него есть сейчас внутри, чем он хотел бы поделиться (снова аналогия с клиент-центрированным подходом в психологии Роджерса). |
…У меня бывают моменты, когда я теряю себя в отношениях с детьми и начинаю работать «для детей» а не «с детьми». Например, я сопровождаю группу из пяти человек. Проясняю пожелания. Двое хотят играть в футбол, один хочет просто пинать мне мяч, чтобы я пинал ему обратно, еще двое хотят лезть на дерево. Некоторое время мне это даже удавалось делать одновременно, однако потом я понял, что вдобавок соблюсти безопасность лезущих на дерево мне вряд ли удастся. Иногда это происходит из-за излишней симпатии к ним, иногда из-за невысокого уровня осознанности себя, и тогда я позволяю им больше, чем хотел, или хочу что-то сделать для них в ущерб своим интересам. Здесь я хочу предостеречь и себя на будущее, и Вас. Приглашаю нас задуматься – а на что мы работаем в таком случае? Что касается меня – я хочу жить в обществе, где каждый его участник заботится о том, чтобы ему нравилось то, чем он занимается, без ущерба для другого. Поэтому я призываю нас, не забывая о потребностях детей, не забывать и о своих. И в этом опять видение в ребенке человека, способного учитывать потребности другого, в том числе и взрослого. |
…Еще одним проявлением эмпатии, погружения во внутренний мир ребенка для меня стало включение собственного, давно забытого игрового воображения (это когда ты видишь в палочке, яме или листиках нечто большее, нежели палочку, яму и листик, а, например, пистолет, колодец и деньги). Я понял, что, взаимодействуя с ребенком, достаточно легко «заразиться» такими вещами. Например, в одном из лагерей мы с тремя ребятами практически на абсолютно голом галечном пляже создавали и реализовывали идею разбития некоего убежища, для которого наша фантазия требовала построить забор, вырыть колодец, обследовать ближайшую местность. В процессе решались различные проблемы и задачи, начиная от межличностных разногласий и заканчивая такой, что если наливать воду в колодец, выложенный камнями, то она уходит в землю между ними. Я думаю, что серьезное отношение к их идеям, взаимная игра может сильно усиливать творческую и инициативную их сторону. Для меня это в большей мере способствовало пониманию их чувств и потребностей. Такие игры ведь в будущем просто приобретают больший масштаб, игрушки становятся больше, а привычка строить отношения сохраняется. Мне кажется, опытные воспитатели здесь со мной согласятся, а вот для родителей, которых иной раз я вижу на улицах, мне кажется, такое серьезное (даже, скорее, внимательное, эмпатичное) отношение могло бы стать ближайшей зоной роста.
Подводя итоги этих зарисовок, обобщения моего опыта, я хочу сказать, что в отношениях в первую очередь мне важно позиционировать себя как человека. Что это значит? Например, как заметил Карл Роджерс, описывая практику своих терапевтических отношений с клиентами, наибольших результатов он достигал с теми, с кем ему удавалось наиболее полно развить именно человеческие отношения, а не отношения «терапевт-клиент». На примерах, которые я изложил выше, многое сводится к тому, чтобы строить отношения с ребенком не по типу «взрослый-ребенок», «педагог-ученик», «удовлетворяющий-удовлетворяемый», или даже «умный-дурачок», а - «человек-человек».
Фото www.flickr.com | 22 августа 2016 года |