Отзыв участницы
| Ева Рамбала в семейном лагере дала мне знание, важнее которого я в этой жизни ещё не получала. Знание о том, какова цель взаимодействия родителей с детьми. Во-первых, я обнаружила, что у меня цель - в этой важнейшей для меня сфере - в принципе чётко не поставлена. А это уже резко снижает эффективность. Во-вторых, я обнаружила, что пусть размытые и путанные, и даже, по большей части, неосознанные, но цели то есть: - вырастить хорошего человека из сына (при этом кто будет решать хороший он или нет - не понятно) - вырастить моим детям здоровые тела - вырастить гармоничные личности (кто будет определять степень их гармоничности - опять же неясно) - вырастить из дочки хорошую жену (вопрос определения хорошести также открыт) - вырастить образованных людей (кто будет определять какое именно образование важнее и лучше - опять же не ясно) - вырастить единомышленников (другими словами -зомбировать своими мыслеформами) - вырастить соглашателей (не, ну неприятно же когда дети против меня агрессируют) - растить детей так, чтоб невооруженным глазом всем вокруг было видно, какая мама молодец; - контролить детей так, чтоб перед людЯми (учителями, знакомыми) не было стыдно, и чтобы мне было удобно и спокойно с ними жить! Подозреваю, что это не все.. но больше я ничего не осознала на данный момент... То есть существует целый список целей, которые я, не приходя в сознание, поставила, и не только перед собой, но и перед детьми. Цели-то мои! Почему они стоят ещё и перед детьми? И вообще как я, не обладая всем тем, что ставлю целью перед детьми, могу в них это вырастить? Я не вырастила это даже в себе - значит я вообще некомпетентна в этих вопросах! В довершение сей прекрасной картины родительства, достижение этих целей в отношении детей, для меня настолько важно, что я готова к ним переть напролом - любой ценой! И в первую очередь - ценой близких, доверительных отношений с этими же детьми. Ценой любви к детям. По моему - это трагедия. И разыгрывается она под прикрытием набившего оскомину слова "воспитание". Ненасильственное общение открыло совсем другую перспективу: Цель взаимоотношений родителей с детьми -близкие отношения, контакт от сердца к сердцу. И возможен он только в том случае, если родители выражают любовь и уВАЖЕНие к детям. Уважение не в смысле называть по имени отчеству, а смысле: "ТЫ важен для меня!" Для меня это только начало пути. Но уже есть крепкая надежда, что такая основа даст моим детям самое лучшее, что я могу дать. А что может быть прекраснее этого?! |
Опыт семейного лагеря был так многогранен! И как мне писать о нём: как это было для меня лично, со всеми трудностями жонглирования потребностями многих: своих, моих родных, всех добровольцев и участников? Или написать живо и позитивно, помня, что, как организатору этого и следующих семейных лагерей, мне страшно хочется показать миру лишь всё то, что лагерь может дать им, а то, чему научилась именно я, оставить за кадром?! |
За пять дней из нескольких семей, приехавших поучиться, отдохнуть, пожить вместе, поработать и узнать лучше друг другу, как будто родилось новое существо - большая и теплая семья, в которой каждый нашел то, что ему нужно: кто-то поддержку, кто-то знания, другие опыт, единомыслие или душевное тепло. Первые два дня мы провели немного сумбурно, немедленно отбросив спущенное мной "сверху" расписание, и уже в процессе самой жизни вместе рождая ту структуру, которая работает для всех. И тут стало понятно, как возможно жить в партнерстве, без игр власти друг над другом, а вместо этого, в контакте с чувствами и потребностями, своими и других. Когда каждый прислушивается к себе, верит, что достаточно важен и значим, чтобы высказаться, когда он принимает предложенное другими решение, нащупав в себе готовность отпустить конкретные ожидания, когда все чутки к эмоциональному миру других, открыты опыту окружающих и готовы изменить что-то в своих действиях - тогда рождается человеческий контакт, выливающийся и в что-то конкретное и приносящее пользу многим.
Ева Рамбала предложила взрослым участникам лагеря весьма интенсивный курс по Ненасильственному общению (ННО). Мы говорили о базовых положениях ННО, четырех элементах (наблюдение, чувство, потребность, просьба), о трех режимах их использования (самоэмпатии, выражении себя и эмпатии), о том, как можно "отпустить" и дать детям и себе возможность жить и совершать ошибки, о том, как можно жить из энергии любви, а не страха, о четырех способах слышать негативные суждения, о возможности слышать критику в свой адрес как выражение чувств и потребностей другого человека, и о многом другом. Среди нас были те, кто впервые соприкасался со знанием, подаренным нам Маршаллом Розенбергом, но и они уже ко второму дня лагеря начали практиковать, разбирать свои ситуации. Во время практики Ева помогала понять тонкости концепций, аккуратно демонстрировала, как привычный ход мысли вредит нам и нашим отношениям. Ева искусно объясняла основные идеи и принципы ННО, вплетая их в контекст, предложенный участниками, и иллюстрируя свои мысли примерами из своей жизни и яркого опыта других. Я слышала отзывы, что тренинг с Евой дал универсальные ответы на вопросы, как строить отношения с собой и другими. Каких-то нескольких простых, но таких глубоких и значимых, ярких мыслей было достаточно, чтобы увидеть себя и свои жизнь в перспективе надежды и любви.
Доверие, терпение, эмпатия и энтузиазм, подаренные детям нашими гостями из Чебоксар Кларой, Славной и Владом Гальетовыми, и лимассольскими добровольцами Жанной Максютовой, Ксенией Видякиной и Юлией Савиных, сделали, казалось бы, невозможное. Дети занимались тем, что им нравилось, не разнеся лагерь и не покалечив друг друга! Ни этого ли боимся мы, родители, когда отправляем детей в школу, кружки, секции и на дополнительные уроки, заполняя всё их время, придумывая за них, чем им заниматься?! В нашем лагере же, с такой нежной, чуткой поддержкой детских координаторов, дети были услышаны в своих желаниях, почувствовали пространство быть собой, свободу выбирать. Дети играли, рисовали, гуляли и купались. Помимо этого еще и родители услышали и увидели, как можно общаться с детьми в эмоционально напряженные моменты, когда ребенок обижен, зол или расстроен. Родители поверили, что ННО с детьми - реальность, а не какой-то замысловатый навык, которому необходимо учиться десятилетиями. И дети раскрывались и часто сами находили выходы из сложных ситуаций, когда даже взрослые опускали руки.
Однако, никакого бы значения не имели знания Евы Рамбала или энергия детских координаторов, если бы все мы были голодны. Никто б не мог учиться и играть, если б нас не кормили вкусно и разнообразно наши добровольцы на кухне Анна Решетникова, Ирина Суровцева (моя мама) и Надежда Савиных (мама Юлии Савиных).
Спасибо всем за участие, вклад и доверие! Увидимся в следующем лагере, весной 2018 года!
Благодарность за фото Анне Решетниковой